Тарихтан деректер
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан Погода в Казахстане


     E-mail адрес: admin@kangly.kz

Тайна поговорки

Если из простолюдины выбирать хана, то из рода "Канглы"

    Основную роль в развитии каганатов сыграли ворота в Жетысу на Великом Шелковом пути, соединявшие Запад и Восток. Тюркские каганы из рода Канглы, контролировавшие прохождение караванов на этом пути, получали огромную прибыль от торговли. Для того, чтобы переправлять через свои земли множество тюков шелковых тканей, поступающих из Китая, каган был заинтересован в развитии отношений с западными странами. В 568 году он отправляет своего посла Маншаха в Византию. Византийский император в свою очередь посылает в Жетысу своего посла Земарха Кимикийца. Каган принимает посла в своей летней ставке на Мынбулаке. Здесь впервые в истории на международном уровне проводились переговоры о взаимоотношениях двух стран в связи с торговлей на Великом Шелковом пути. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что формирование Великого Шелкового пути напрямую зависело от развития городов в Жетысу. В городах, построенных вдоль пути, а также в зимовьях-кентах особенно интенсивно развивалось прикладное искусство, изготавливались различные сосуды, домашняя утварь, украшения, оружие и другие жизненно необходимые вещи и предметы роскоши. Между Х и ХII веками Жетысу был в составе караханидского государства где правили потомки Кангюйских каганов. Поговорки местных племен «Если из простолюдины выбирать хана, то из рода Канглы» («Қарадан хан сайласа, Қаңлыдан сайлайды») как раз относиться к этой времени.  В этот период городская жизнь получает еще большее развитие. На Великом Шелковом пути появляются новые города. На побережье Коксу – Каялык, на Или – Екиогиз. На земле Жаркенте – Илебалык и другие.

     Начиная с Х века среди тюркских народов  широкое распространение получает Ислам. Начиная с 960 года Ислам в письменном виде признается как основная религия государства Караханидов. Согласно источникам, существовавшие издревле в городе Тараз храмы христиан и буддистов были переделаны в мусульманские мечети. Это обстоятельство доказывает тот факт, что основное население этого края и горожане в основном состояли из таких тюркоязычных племен, как Канглы, Уйсуни, Карлуки, Тюргаши, Тикели, Тухсы и Дулат. Именно в этот период строятся известные архитектурные памятники города Тараза: Айша-биби, Бабаджахатун, Карахан, облик города обретает особую уникальность. В городе проводится водопровод из глиняных труб, сооружаются восточные бани, мечети и медресе.

 

    Начиная с первой половины ХV века возобновляется междоусобная борьба за власть между моголскими правителями. Усиливается нашествие ойратов с востока. Представители правящего слоя, собрав новые силы, пытаются создать себе независимое положение. Государство Моголов подвергается политической раздробленности. Этот трудный период ханства Моголов известный историк М. Х. Дулати описывает следующим образом: “Если приблизительно в 1430 годы около 30 тысяч моголских семей перекочевали в Маунахр, то часть племен Барин и Чорос перешли к ойратам, которыми правит Амасанджи Тайша. А племена Канлы и другие перекочевали во владения хана Абулхаира. Это доказывает факт недовольства местного населения состоянием внутри ханства.